24 марта 2015

Введение

Операционная система Андроид (Android) на сегодняшний день по распространенности едва ли уступает Windows. Она используется более чем в 90% процентах смартфонов и планшетов. Отличительная особенность ее пользовательского (графического) интерфейса заключается в том, что он разработан для использования без клавиатуры и мыши - только лишь с экраном который реагирует на прикосновения пальцев (тачскрин).

В целом управление Андроид несложно.

Эта инструкция в некоторых деталях может не совпадать интерфейсом Андроид на конкретном устройстве. Дело в том, что некоторые производители устройств изменяют стандартный интерфейс Андроид. Особенно большие изменения делает Самсунг.

Тем не менее, общие принципы организации интерфейса сохраняются.

Разблокировка экрана и Рабочий стол Андроид

Первое что вы увидите включив ваше устройство это экран разблокировки:

Нужно коснуться пальцем изображения замка и не отпуская пальца перетащить его вправо, на границу круга и там отпустить:

На некоторых устройствах вместо изображения замка может быть другое. Но принцип остается тот же - нужно провести пальцем по экрану.

После разблокировки экрана откроется рабочий стол на котором сосредоточены все элементы управления:

В самом низу экрана расположена статусная строка и системный трей - они черного цвета. В статусной строке размещены главные кнопки управления, слева направо:

  • Кнопка "Назад". Возврат в предыдущее окно активной программы. Если у программы одно окно эта кнопка закрывает программу.
  • Кнопка "Домой". Возврат на рабочий стол. Сворачивает активную программу и открывает рабочий стол.
  • Кнопка "Свап". Открывает превью всех запущенных программ. Благодаря этому можно удобно переключаться между работающими программами.
  • Кнопка "Окно". Меню активной программы. Открывает меню с командами той программы которая сейчас активна.
  • Регулировка громкости динамика.
  • Сделать скриншот экрана.

Примечание. На некоторых устройствах в статусной строке может не быть кнопок громкости и скриншота.

В правом конце статусной строки находится системный трей. В нем отображаются сообщения программ, иконки программ. Если коснуться трея, то откроется меню с быстрыми настройками:

Примечание. Не на всех устройствах при касании трея открывается меню быстрыми настройками. У некоторых производителей такого меню может не быть. Или оно может открываться иначе, например движением пальца от верхней границы экрана.

Чуть выше статусной строки находится лончер с ярлыками избранных программ.

Тачскрин Андроид

Все управление программами и самим Андроидом осуществляется через прикосновения к экрану. Андроид разделяет прикосновения (еще их называют жесты) по их характеру:

  • Быстрое прикосновение (прикоснуться и сразу убрать палец) - аналогично компьютерному двойному клику мыши или нажатию enter. Выполняет операцию по умолчанию, например запускает программу или открывает файл.
  • "Длинное" прикосновение (прикоснуться и удерживать палец) - аналогично компьютерному клику правой кнопки мыши - предлагает дополнительные операции. Или выделяет текст, файл, элемент.
  • "Масштабирование" - прикосновение двумя пальцами одновременно и затем их движение навстречу другу другу или наоборот. Увеличивает или уменьшает шрифт в документе или размер картинки.
  • "Прокрутка" - скользящее движение пальца поперек или вдоль экрана. Отображает элементы которые скрыты за границами экрана. Например список файлов, следующая картинка в галерее, следующая страница документа.

Работа с файлами в Андроид

Открытие, копирование и удаление файлов в Андроид выполняется также как и в любой другой ОС - через специальную программу файловый менеджер. Есть много таких программ для Андроид. Файловый менеджер, который идет в комплекте с Андроид, прост в обращении:

В верхней панели кнопки которые показывают папку в которой вы сейчас находитесь. И кнопки доступных операций. Быстрое прикосновение к папке открывает эту папку. Быстрое прикосновение к файлу открывает этот файл. Если вам нужно выделить файлы (папки) для копирования или удаления, нужно сделать длинное прикосновение на одном файлов и когда он выделится, выделить остальные:

Выделенные файлы можно удалить, скопировать, вырезать или отправить через Bluetooth или WiFi. Если вам нужно скопировать или перенести файлы, то после их выделения и копирования (вырезания) нужно перейти в другую папку и там нажать кнопку "Вставить".

Если нужно выделить все файлы в папке, это делается следующим образом:

Вначале выбираете первый файл (длинным тапом), Затем касаетесь кнопки "Выбрано". Откроется дополнительная кнопка "Выбрать все".

Программы можно запустить через ярлыки в лончере или на рабочем столе, а также через главное меню Андроид.

Если коснуться на значке меню программ в лончере - откроется меню программ:

На одном экране могут не вместиться все установленные программы. Для прокрутки меню нужно сделать скользящее движение пальцем справа налево.

Если сделать короткое касание ярлыка программы, она будет запущена. Если коснуться и удерживать палец, через некоторое время станет виден рабочий стол и можно будет движением пальца переместить ярлык на рабочий стол.

Если коснуться кнопки перехода между программами - .

Откроется экран в котором будут превью всех работающих программ:

На этом экране нужно коснуться нужной программы.

Если окошко программы быстро сдвинуть вниз программа будет закрыта.

Как закрыть программу в Андроид

Первый способ. Нажать кнопку "Назад" - в панели задач Андроид. Но если это программа с несколькими окнам, например браузер, пользоваться этой кнопкой неудобно. Кроме того на самом деле программа не закрывается, ее становится не видно, но она продолжает оставаться в оперативной памяти.

Второй способ. Нажать кнопку "Окно" - .

Если у программы есть главное меню, в нем может быть команда выход или закрыть:

Или такое меню программы:

Третий способ. Нажать кнопку "Свап" - в панели задач Андроид. Затем найти превью окна и сдвинуть его вниз:

Четвертый способ. Открыть настройки системы, перейти на вкладку приложения, затем открыть вкладку "Работающие" программы и коснуться нужной программы:

и в новом экране нажать кнопку "Остановить":

Установка программ на Андроид

Подключение к Интернет на Андроид

На большинстве андроид устройств подключиться к Интернет можно через сети сотовых операторов или WiFi. Оба этих способа доступны через настройки устройства - раздел Беспроводные сети.

Если нужно переключиться с WiFi на 3G или наоборот, предварительно нужно отключить текущий источник Интернет и уже затем включать другой.

Клавиатура в Андроид появляется на экране автоматически когда вы прикасаетесь в полю для ввода данных:

Клавиатура, которая идет в комплекте с Андроид, не очень удобна. На ней цифровые клавиши и клавиши специальных символов перенесены в другой набор, на который нужно переключаться. Кроме того на ней нет клавиш со стрелками для перемещения курсора и нет клавиш Alt, Ctrl. Второй набор символов:

И третий набор символов:

Как видите, если вам понадобятся фигурные скобки, то придется сменить два набора клавиш, для того чтобы добраться до них.

Однако в Андроид клавиатура это программа и это значит что ее можно заменить на другую. Например на Hacker"s Keyboard :

Она почти как настоящая клавиатура. Самое главное - на ней есть клавиши-стрелки для перемещения курсора. Это очень удобно потому что перемещать курсор на несколько символов при помощи пальца или графического ползунка это ад. Но поскольку клавиш на ней больше, их размер меньше и работать с ней нужно аккуратнее.

Для переключения языков, на клавиатуре Hacker"s Keyboard, нужно провести пальцем по клавише пробел.

Переключение между разными клавиатурами выполняется в настройках Андроид:

Выделение и копирование текста в Андроид

При активной работе с текстами на компьютерном устройстве рано или поздно возникнет необходимость в копировании текста и переносе его в другую программу (документ). В обычных ОС это делается легко - контекстное меню или Ctrl + C. В Андроид сложнее. Вначале нужно на каком-то слове из фрагмента, который вы хотите скопировать, быстро, дважды прикоснуться к экрану. Слово будет выделено и появятся два ползунка:

Удерживая пальцем ползунок вы можете переместить его и таким образом выделить столько текста сколько вам необходимо. После этого нужно прикоснуться к выделенному тексту и не отпускать палец пока не появится меню:

В котором нужно выбрать "Копировать". В разных программах такое меню может выглядеть по разному. Например вместо текста могут быть иконки.

Затем переходите в ту программу (документ) куда нужно вставить текст и в нужном месте прикасаетесь к экрану и держите палец пока не появится аналогичное меню, но в нем соответственно выбираете "Вставить".

Конечно, копировать текст в Андроиде неудобно. Но на безрыбье и рак рыба.

Резюме

Конечно в полной мере устройство под управлением Андроид не может заменить полноценный компьютер, тем не менее, худо-бедно, но распространенные виды работ на нем выполнять можно. Вплоть до редактирования простых файлов MS Word, Excel.

Если ваше Андроид-устройство поддерживает режим USB-Host (OTG) тогда к нему можно подключить USB мышь и клавиатуру и уже будет намного легче работать с текстом.

Интерфейсы многозадачности и взаимодействие с ними всегда были одной из слабых сторон операционной системы Android, по крайней мере лично для меня. Либо ребята из Google просто не хотят сделать хорошее переключение между задачами и стараются идти «своим путем», либо просто хорошие интерфейсы защищены патентами. В любом случае операционная система Android и стала популярной потому, что интерфейс ее легко можно изменить. Например, недавнее позволяет облегчить работу с часто используемыми задачами. Читайте полный обзор под катом .

До появления Pintasking у приложения уже было несколько аналогов, например и . Но все они в той или иной мере были несовершенны. Новая разработка от студии PhinxApps предлагает удобный способ переключения между «горячими» задачами и даже добавляет один интересный жест, который является аналогом ALT + Tab на компьютерах с Windows.

Как работает

Основная функция приложения Pintasking - это вывод дополнительных иконок приложений на боковую часть дисплея. Они отображаются поверх любого приложений, поэтому тапом на значки можно переключаться между соответствующими задачами или просто запускать программы. При этом иконки приложений можно оставлять на экране навсегда, но по-умолчанию они пропадают после ухода устройства в спящий режим. Добавить новую иконку можно через верхний бар, где всегда отображается уведомление от приложения Pintasking. Нужно просто тапнуть на него и текущее открытое приложение будет добавлено в боковой бар быстрого переключения задач.


Если вас раздражает постоянно висящее уведомление, то его можно убрать - достаточно отключить доступ Pintasking к нотификациям в менеджере приложений. Иконки в баре довольно умные, например: после того, как вы запустили браузер, его значок в баре пропадет и на его месте появится иконка переключения задачи, которая возвратит вас в предыдущее приложение.

Долгое нажатие на иконки позволяет быстро перейти в настройки Pintasking или удалить иконку из бара.

Жесты

Удобные свайп-жесты - одна из главных функций приложения Pintasking. Настройки программы предлагают активировать два жеста: свайп снизу вверх с кнопки «Домой» (замена вызова Google Now) и свайп с левой части панели бара уведомлений вниз. Лично я вообще не пользуюсь персональным помощником от Google, поэтому замена жеста с кнопки «Домой» далась мне легко. Жест переключает между текущей и предыдущей задачами, что довольно удобно. Мне как, пользователю смартфона BlackBerry, где жест снизу вверх является системным, понравились возможности Pintasking в этом плане.


Жест переключения между задачами не очень быстрый, потому что он вызывает меню задач и автоматически переключается на нужное приложение, но все равно экономит один тап.


GIF-анимация по клику (много трафика!)


В Pintasking полно интересных настроек и скрытых возможностей. Например, на устройствах с есть возможность убрать задержку при переключении задач. Также можно настроить размер и положение иконок в боковом баре, включить или выключить жесты, увеличить или уменьшить скорость анимаций. И большинство этих возможностей доступны только в платной версии приложения. Создатели Pintasking максимально ограничили функционал бесплатного приложения. В нем пользователи могут закрепить только две иконки без настроек. Весь потенциал приложения раскрывается только в платной версии.


Приложение Pintasking определенно понравится тем, кто пользуется небольшим набором программ и часто переключается между ними. Пока в ванильном Android не появилось полноценной многооконности, Pintasking может быть полезным в повседневном использовании. Скачать приложение Pintasking для Android можно на Трешбоксе.

За четыре года из маленького, но амбициозного проекта Android превратился в едва ли не самую сложную и напичканную функциональностью мобильную ОС современности. В Android есть поддержка огромного количества технологий и функций, многие из которых скрыты от пользователя или запрятаны там, куда даже не подумаешь заглянуть. Эта статья - сборник советов и трюков, которые могут быть применены к любому Android-аппарату без необходимости получать root.

01. ОТКЛЮЧИ АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОЗДАНИЕ ИКОНОК НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ

Я думаю, не меня одного раздражает, как ведет себя маркет при установке приложения. Он почему-то думает, что для любой мало-мальской софтины или очередной игры мне обязательно нужна иконка на рабочем столе, и успешно ее создает. А мне приходится ее удалять. А потом еще одну. И так каждый раз.

К счастью, такое поведение легко отключить - просто открываем настройки Google Play (на панели слева) и снимаем галочку с пункта «Добавлять значки». Там же можно отключить принудительный запрос пароля каждые 30 мин при покупке приложений, а также ненавистное автообновление приложений.

02. ОТКЛЮЧИ GOOGLE SEARCH И ДРУГОЙ БЕСПОЛЕЗНЫЙ СОФТ

Стандартная прошивка Android-смартфонов включает в себя огромное количество бесполезного софта, начиная от кучи приложений Google (ты знаешь, что Google требует от компаний-производителей включать в прошивку своих аппаратов чуть ли не весь разработанный ей софт?) и заканчивая всяким барахлом от производителя смартфона. Все это (или хотя бы большинство) можно отключить.

Переходим в «Настройки → Приложения → Все», тапаем по нужной софтине и нажимаем «Отключить» (конечно же, тебя предупредят, как это «опасно»). Кстати, при отключении поиска Google исчезнет и Google Now, а также строка поиска с рабочего стола (после перезагрузки), вместо которой останется пустая область.

03. ПЕРЕЗАГРУЗИСЬ В БЕЗОПАСНЫЙ РЕЖИМ

Мало кто знает, но в Android, как и во многих других ОС, есть так называемый Safe mode. Это режим, при котором операционка загружается с отключенными сторонними приложениями. Не слишком умело написанная малварь (та, что не прописывается в системный раздел) при этом отваливается, как и любой софт, мешающий нормальной работе системы. Safe mode можно использовать для обхода блокировщиков экрана, приложений, приводящих к зависанию смартфона, или, как вариант, для выявления того, кто на самом деле жрет батарею - очередное обновление прошивки или софт.

Включается режим довольно простым, но совсем не очевидным способом: зажатием кнопки питания с последующим удержанием пальца на пункте «Отключить питание». После перезагрузки виновника проблемы можно удалить через «Настройки → Приложения».

04. ИЗБАВЬСЯ ОТ НАВЯЗЧИВЫХ УВЕДОМЛЕНИЙ

«Строительство замка закончено!» - как же достали эти уведомления. Все кому не лень пытаются уведомить меня обо всех возможных и невозможных событиях: «Вася Джубга ответил вам в твиттере», «У вас 100500 новых сообщений», «Вы выиграли операцию по увеличению правой ноги». Смахиваешь одно уведомление, на его месте появляются три новых.

Как избавиться от всего этого шлака: долго удерживаем палец на уведомлении и снимаем галочку под кнопкой «Остановить». Это рецепт для KitKat. В Lollipop все немного по-другому, но суть та же: удерживаем, далее кнопка i, в открывшемся окне ставим галочку на «Заблокировать». Там же можно принудительно сделать уведомление приоритетным, чтобы оно всегда было в самом верху.

05. НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО СЕРВИСНОЕ МЕНЮ

Еще одна совсем не очевидная функция - сервисное меню. Его можно открыть через набор номера *#*#4636#*#*. В основном там различная техническая информация вроде номера IMEI, уровня сигнала, текущего местоположения или типа сети. Но есть и очень полезная для некоторых ситуаций функция принудительного переключения смартфона на нужный тип сети (2G, 3G, LTE).

В условиях плохого уровня 3G/LTE-сигнала девайс стремится сброситься на 2G, чтобы сохранить заряд батареи и обеспечить доступность абонента. Такое поведение можно отключить. Открываем сервисное меню и в пункте «Настроить предпочтительный тип сети» выбираем WCDMA only или LTE only. Таким же образом можно переключить смартфон на 2G - GSM only. Поможет в том случае, если требуется сохранить заряд батареи и интернет используется редко. Кстати, там же можно отключить радиомодуль вообще (естественно, до ближайшей перезагрузки).

В смартфонах на базе китайских чипов MTK есть собственное и гораздо более изощренное сервисное меню. Его номер *#*#3646633#*#*. Там различная системная информация и огромное количество тестов, среди которых можно найти несколько полезных настроек, таких как регулировка уровня громкости при разговоре или, например, изменение настроек GPS/AGPS. Само меню жутко нелогичное и содержит такое количество разно образной инфы, что я даже не решусь описывать его, а просто отправлю читателя на три буквы - XDA.

06. ИСПОЛЬЗУЙ СТАНДАРТНЫЙ БРАУЗЕР

Не знаю, почему пользователи так не любят встроенный браузер Android. На мой взгляд, он прекрасен. Легкий, быстрый, на движке Chromium, умеет синхронизироваться с аккаунтом Google (то есть сразу включает в себя все закладки и пароли из Chrome), но самое главное - в нем есть очень удобный и почти гениальный метод навигации. Это так называемое круговое меню, которое можно активировать в настройках (только в Android 4.0–4.4).

07. УПРАВЛЯЙ КОНТАКТАМИ С КОМПА

В копилке Google есть веб-сервисы не только для удаленной установки софта, блокирования и поиска смартфона, но и управления контактами. Все когда-либо сохраненные и синхронизируемые при подключении нового смартфона контакты людей всегда можно найти на странице google.com/contacts. Их можно просматривать, редактировать, добавлять и удалять. Причем, как ни странно, по сути это часть Gmail.

08. СЛЕДИ ЗА ЗАГРУЗКОЙ ПРОЦЕССОРА

В Android есть встроенная функция показа текущей загрузки процессора и активных в данный момент процессов поверх экрана. По идее, она предназначена для разработчиков приложений и прошивок и скрыта от обычных юзеров, но нам никто не мешает ее активировать. Но для начала придется достучаться до раздела настроек «Для разработчиков», которого по умолчанию вообще не существует.

Идем в настройки, далее «О телефоне», находим строчку «Номер сборки» и тапаем по ней семь раз подряд. На экране должно появиться сообщение «Вы стали разработчиком!» Это значит, что пункт «Для разработчиков» теперь открыт, и мы переходим в него. Отматываем почти в самый низ экрана и в разделе «Мониторинг» находим переключатель «Показывать загрузку ЦП».

Включаем и видим в правой верхней части экрана список. Первая строка - это так называемый loadavg, показывающий количество процессов, которым пришлось работать или ждать своей очереди на выполнение за последнюю минуту, пять и десять минут. Если говорить совсем грубо: если эти значения, поделенные на количество ядер процессора, будут выше единицы, это означает 100%-ю загрузку процессора за последнюю минуту, пять или десять минут соответственно. Ниже идет список наиболее прожорливых процессов (по сути, аналог команды top из Linux).

09. ИСПОЛЬЗУЙ ADB ДЛЯ БЭКАПА СОФТА НА КОМП

Мы уже не раз писали о замечательном инструменте под названием ADB, который может существенно упростить управление устройством с компа для человека, хорошо знакомого с консолью (здесь речь в основном идет о Linux, конечно же). Кроме возможности установки софта, переноса на смартфон файлов, просмотра логов и других полезностей, с недавних пор ADB позволяет делать бэкап всех настроек и приложений смартфона.

Чтобы воспользоваться данной функциональностью, устанавливаем универсальный ADB-драйвер (goo.gl/AzZrjR), далее скачиваем сам ADB (goo.gl/3P7klM), устанавливаем драйвер, далее разворачиваем архив с ADB, подключаем смартфон к компу USB-кабелем, запускаем командную строку и выполняем команду

На экране смартфона появится сообщение с просьбой указать пароль шифрования для бэкапа - можно смело жать «Далее». Начнется процесс бэкапа приложений, который затронет как сами APK-пакеты (флаг -apk в команде), так и их настройки. В бэкап также попадут все приложения с карты памяти. Восстановить бэкап можно с помощью такой команды:

$ adb restore backup . ab

10. ОТКЛЮЧИ ФОНОВУЮ ПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ В ПРИЛОЖЕНИЯХ

Работая в фоне, приложения могут активно использовать интернет для самых разных целей, от обновления своего контента до слива информации о твоем местоположении. К тому же такая активность в любом случае приводит к повышенному расходу заряда аккумулятора.

В Android есть возможность выборочно ограничить приложения на передачу данных в фоне, вот только находится она в таком месте, куда большинство юзеров вряд ли когда-нибудь бы заглянуло. Чтобы запретить какому-либо приложению использовать интернет в фоне, необходимо перейти в настройки, далее - «Передача данных», промотать экран вниз до списка активно использующих сеть приложений (для некоторых будет сюрпризом, что он там вообще есть) и тапнуть по нужной софтине. Внизу будет опция «Ограничить фоновый режим». Стоит иметь в виду, что опция отключит передачу данных только по мобильной сети, так что по Wi-Fi данные будут продолжать течь.

11. ИСПОЛЬЗУЙ СТРОКУ ПОИСКА

Зачастую владельцы смартфонов на базе Android пренебрегают поисковой строкой в верхней части главного экрана. Это действительно логично, учитывая возможность выполнить поиск, вбив запрос в адресную строку любого мобильного браузера.

Между тем строка поиска на рабочем столе умеет гораздо больше, чем просто перенаправлять запрос на google.com. Она позволяет искать в контактах, приложениях, событиях в календаре, в закладках и истории веб-браузера в автоматическом режиме. При обычном использовании смартфона она, может, и не будет так полезна, но при подключении внешней клавиатуры это незаменимый инструмент. Просто жмем и вбиваем имя приложения, контакта или чего угодно еще, и оно сразу появляется на экране.

12. ЮЗАЙ SMART LOCK

Smart Lock - одна из тех функций, о которых не задумываешься, но, попробовав единожды, уже не можешь без нее жить. Это одна из самых заметных новинок Android Lollipop и одна из самых полезных функций, добавленных в Android в последнее время. Идея Smart Lock крайне проста - она отключает пин-код или другую защиту экрана блокировки в том случае, если поблизости есть определенное Bluetooth-устройство или место на карте.

По умолчанию Smart Lock «как бы» отключена. То есть она нигде не светится, но после сопряжения с новым Bluetooth-устройством (любого типа) обязательно предложит добавить его в свой белый список. После этого ты о ней вновь забудешь. Но только до тех пор, пока не включишь защиту экрана блокировки в разделе «Безопасность» настроек. Теперь она заработает так, как и должна.

Сами настройки Smart Lock находятся в том же разделе, и, кроме добавления новых Bluetooth стройств, там можно указать «безопасные места», причем сразу со списком вариантов, основанным на «наблюдениях» Google Now. Кстати, если его отключить, как описано в первом совете, то потеряется и данная функциональность.

13. ЭКОНОМЬ ЭНЕРГИЮ ПРАВИЛЬНО

Еще одно заметное нововведение Lollipop - это режим экономии энергии. В стандартный Android он перекочевал из прошивок производителей смартфонов, которые раньше занимались его реализацией самостоятельно. Теперь функция есть в чистом Android - ты юзаешь смартфон по полной, и при достижении 15% заряда аккумулятора система предлагает включить режим энергосбережения, который отключает фоновую передачу данных, снижает яркость до минимума, отключает некоторые датчики и снижает FPS отрисовки экрана до пары десятков кадров в секунду. Для наглядности строка состояния и наэкранные кнопки внизу экрана становятся красными - чтобы не забывал.

Чтобы сэкономить заряд батареи смартфона с AMOLED-экраном, можно установить черные обои и использовать приложения с черным фоном.

Режим экономии энергии поддается настройке. Идем в «Настройки → Батарея →меню → Режим энергосбережения». Здесь можно указать условие автоматического включения режима (правда, выбор скудный: 5%, 15% или никогда) и, самое главное, включить режим прямо сейчас. Очень удобно в том случае, если предстоит долгое путешествие без возможности подзарядки.

14. СЛЕДИ ЗА ТРАФИКОМ

Скорее всего, производители смартфонов, как обычно, перелопатят стандартный интерфейс Android 5.0 и все поменяют (привет Samsung - самому большому любителю ломать интерфейсы), но в стандартной шторке Lollipop, а точнее, во «второй шторке» с кн
опками быстрых настроек есть одна изюминка. Кнопка передачи данных по центру вовсе не переключает передачу данных, а разворачивается в интерфейс, позволяющий не только просмотреть текущий расход трафика, но и отключить передачу данных с помощью переключателя сверху.

15. ДЕЛИСЬ НЕ ТЕЛЕФОНОМ, А ПРИЛОЖЕНИЕМ

Специально для тех, кто любит давать свой телефон другим людям, в Lollipop есть функция Screen pinning, позволяющая заблокировать смартфон на одном приложении без возможности его закрыть или переключиться на другое. Как и многие другие полезности, она совсем незаметна и запрятана довольно глубоко в настройки. Для активации идем в «Настройки → Безопасность», мотаем почти до самого конца и включаем опцию «Блокировка в приложении».

Теперь, если нажать кнопку просмотра запущенных приложений («Обзор»), внизу миниатюры текущего приложения появится концелярская кнопка. После нажатия на значок экран будет заблокирован на выбранном приложении и для возвращения назад потребуется удерживать кнопки «Назад» и «Обзор» одновременно. При этом придется ввести пин-код, если он установлен для экрана блокировки.

XX. ИСПОЛЬЗУЙ ACITIVITY LAUNCHER

Любое графическое Android- приложение включает в себя одну или несколько так называемых «активностей» (activity). Каждая из них - это окно (экран) приложения, например главный экран или экран настроек, может быть даже окно выбора файла. По умолчанию открыть напрямую (с рабочего стола) можно только те активности, которые разработчик приложения пометит как главные (main), остальные доступны только через само приложение и только если сам разработчик позволит это сделать.

Однако, имея под рукой нужный инструмент, можно достучаться до любой другой активности любого приложения и даже создать для нее ярлык на рабочем столе. Activity Launcher делает именно это. Просто установи приложение, выбери в меню сверху «Все действия» и найди нужную софтину. Все ее активности появятся на экране, и любую из них можно будет открыть простым тапом или повесить на рабочий стол с помощью долгого удержания пальца.

Как пример полезных «внутренних» активностей можно привести окно закладок Chrome (Chrome →Закладка), доступ к скрытому механизму AppOps в Android < 4.4.2 (Настройки → AppOps), запуск поиска в TuneIn Radio (tunein.ui.activities.TuneInSearchActivity). Очень много активностей имеет в себе ES Проводник, включая редактор, музыкальный плеер, просмотрщик изображений и многое другое. Любую из них можно запустить напрямую с рабочего стола. Таким же образом можно открыть любой раздел настроек и получить доступ к некоторым функциям ОС, достучаться до которых проблематично. Это абсолютно легальная функцио нальность, и она не требует root.

В Android есть большой набор горячих клавиш для подключаемых клавиатур. Для навигации по рабочему столу и различным меню можно использовать стрелки, Tab и Enter. Кроме этого, доступны следующие комбинации клавиш:

Esc - кнопка «Назад»;
Win + Esc - кнопка «Домой»;
Ctrl + Esc - кнопка «Меню»;
Alt + Tab - переключение между приложениями;
Ctrl + Space - переключение раскладки;
Ctrl + P - открыть настройки;
Ctrl + M - управление установленными приложениями;
Ctrl + W - смена обоев;
Win + E - написать письмо;
Win + P - проигрыватель музыки;
Win + A - калькулятор;
Win + S - написать СМС;
Win + L - календарь;
Win + C - контакты;
Win + B - браузер;
Win + M - карты Google;
Win + Space - поиск;

Чтобы узнать свой MAC- и IP-адрес, идем в «Настройки → Wi-Fi → меню → Дополнитель-
ные функции». MAC и IP будут в самом низу.

В Lollipop есть встроенная игра в стиле Flappy Bird. Идем в «Настройки → О телефоне»,
несколько раз тапаем по пункту «Версия Android», затем удерживаем палец на появившемся «чупа-чупсе». Играем.

Google Now поддерживает большое количество русскоязычных голосовых команд. Все их можно разделить на две группы: голосовой поиск и собственно сами голосовые коман ды. Голосовой поиск позволяет выполнять интеллектуальный поиск в Google, когда система вместо списка ссылок выдает на экран конкретный ответ, а голосовые коман ды позволяют выполнять те или иные действия, например отправить СМС или установить будильник. Список команд показан на изображении «Голосовые команды Google Now». Голосовой поиск же включает в себя более десятка различных типов вопросов:
Погода. Какая погода будет завтра утром?
Адреса. Где ближайшая аптека?
Информация об авиарейсе. Когда отправляется рейс «Аэрофлота» номер 2336?
Время. Который час в Лондоне?
События. Когда сегодня заход Солнца?
Вычисления. Чему равен квадратный корень из 2209?
Перевод. Как будет «огурец» по-испански?
Спорт. Когда играет «Спартак»?
Финансы. Какой сегодня индекс S&P 500?
Факты. Какова высота самого высокого здания в мире?
Курс валют. Переведи 2600 рупий в доллары США.
Изображения. Покажи фотографии моста Золотые Ворота.
Интересно, что по-английски Google Now понимает большое количество и гораздо менее очевидных вопросов. Как пример можно привести:
Надевать ли сегодня куртку?
Сколько чаевых с 420 рублей?
Где моя посылка?

Это, конечно же, не все, о чем можно было бы рассказать, но растянуть статью не получится, а многие из других возможностей и так известны. Не забывай об этих хитростях, и смартфон станет
чуточку удобнее. at Январь 26, 2017 .

Приложение не всегда состоит из одного экрана. Например, мы создали очень полезную программу и пользователю хочется узнать, кто же её автор. Он нажимает на кнопку «О программе» и попадает на новый экран, где находится полезная информация о версии программы, авторе, адресе сайта, сколько у автора котов и т.д. Воспринимайте экран активности как веб-страницу с ссылкой на другую страницу. Если вы посмотрите на код в файле MainActivity.java из прошлых уроков, то увидите, что наш класс MainActivity тоже относится к Activity (или его наследникам) или, если говорить точнее, наследуется от него.

Public class MainActivity extends AppCompatActivity

Как нетрудно догадаться, нам следует создать новый класс, который может быть похож на MainActivity и затем как-то переключиться на него при нажатии кнопки.

Для эксперимента мы возьмем программу из первого урока и будем использовать для опытов кнопку (или создайте новый проект с одной кнопкой на экране). Далее создадим новую форму для отображения полезной информации. Например, покажем пользователю, что делает кот, когда идёт налево и направо. Согласитесь, это очень важная информация, дающая ключ к разгадке Вселенной.

Создавать новую активность будем вручную, хотя в студии есть готовые шаблоны. Но там ничего сложного и для лучшего понимания полезно всё делать руками.

Создадим новый XML-файл разметки activity_about.xml в папке res/layout . Щёлкните правой кнопкой мыши на папке layout и выберите из контекстного меню New | Layout resource file . Появится диалоговое окно. В первом поле вводим имя файла activity_about . Во втором нужно ввести корневой элемент. По умолчанию там стоит ConstraintLayout . Стираем текст и вводим ScrollView . Ввода нескольких символов достаточно, чтобы студия подсказала готовые варианты, можно сразу нажать Enter, не дожидаясь полного ввода слова:

Получится соответствующая заготовка, в которую вставим элемент TextView .

Информация будет извлекаться из ресурсов, а именно из строкового ресурса about_text . Сейчас он подсвечен красным цветом, сигнализируя об отсутствии информации. Можно было нажать Alt+Enter и ввести текст в диалоговом окне. Но для нашего примера этот способ не подойдёт, так как наш текст будет многострочным, с использованием управляющих символов. Поэтому поступим по-другому. Откроем файл res/values/strings.xml и вводим следующий текст вручную:

У лукоморья дуб зелёный;\n Златая цепь на дубе том:\n И днём и ночью кот учёный\n Всё ходит по цепи кругом;\n Идёт направо - песнь заводит,\n Налево - сказку говорит.

Мы использовали простейшие HTML-теги форматирования текста типа , , . Для нашего примера достаточно выделить жирным слова, которые относятся к коту и направлению движения. Для перевода текста на новую строку используйте символы \n . Добавим ещё один строковый ресурс для заголовка нового экрана:

О программе

С разметкой разобрались. Далее необходимо создать класс для окна AboutActivity.java . Выбираем в меню File | New | Java Class и заполняем нужные поля. На первых порах достаточно указать только имя. Потом разберётесь с другими полями.

Получим заготовку.

Сейчас класс практически пустой. Добавим код вручную. Класс должен наследоваться от абстрактного класса Activity или его родственников типа FragmentActivity , AppCompatActivity и т.д. Дописываем extends Activity . У класса активности должен быть метод onCreate() . Ставим курсор мыши внутри класса и выбираем в меню Code | Override Methods (Ctrl+O). В диалоговом окне ищем нужный класс, можно набирать на клавиатуре первые символы для быстрого поиска. В созданном методе нужно вызвать метод setContentView() , который подгрузит на экран подготовленную разметку. У нас получится такой вариант.

Package ru.alexanderklimov.helloworld; import android.app.Activity; import android.os.Bundle; /** * Created by Alexander Klimov on 01.12.2014. */ public class AboutActivity extends Activity { @Override protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) { super.onCreate(savedInstanceState); setContentView(R.layout.activity_about); } }

Теперь начинается самое главное. Наша задача - перейти на новый экран при щелчку кнопки на первом экране. Переходим обратно к классу MainActivity . Напишем обработчик щелчка кнопки:

Public void onClick(View view) { Intent intent = new Intent(MainActivity.this, AboutActivity.class); startActivity(intent); }

Здесь я использовал способ обработки нажатия кнопки, о котором рассказывалось в занятии .

Для запуска нового экрана необходимо создать экземпляр класса Intent и указать в первом параметре текущий класс, а во втором - класс для перехода, у нас это AboutActivity . После этого вызывается метод startActivity() , который и запускает новый экран.

Если вы сейчас попытаетесь проверить работу приложения в эмуляторе, то получите сообщение об ошибке. Что мы сделали неправильно? Мы пропустили один важный шаг. Необходимо зарегистрировать новый Activity в манифесте AndroidManifest.xml . Найдите этот файл в своем проекте и дважды щёлкните на нём. Откроется окно редактирования файла. Добавьте новый тег после закрывающего тега для первой активности. Печатайте самостоятельно и активно используйте подсказки. Получится следующее:

Вот и пригодился строковый ресурс about_title . Запускаем приложение, щёлкаем на кнопке и получаем окно О программе . Таким образом мы научились создавать новое окно и вызывать его по щелчку кнопки. А в нашем распоряжении появилась мегаудобная программа - теперь всегда под рукой будет подсказка, что делает кот, когда идёт налево.

Ещё раз обращаю внимание, что второй создаваемый класс активности должен наследоваться от класса Activity или ему похожих (ListActivity и др.), иметь XML-файл разметки (если требуется) и быть прописан в манифесте.

После вызова метода startActivity() запустится новая активность (в данном случае AboutActivity ), она станет видимой и переместится на вершину стека, содержащего работающие компоненты. При вызове метода finish() из новой активности (или при нажатии аппаратной клавиши возврата) она будет закрыта и удалена из стека. Разработчик также может перемещаться к предыдущей (или к любой другой) активности, используя всё тот же метод startActivity() .

Создаём третий экран - способ для ленивых

Программисты, как и коты, существа ленивые. Постоянно помнить, что для активности нужно создать разметку и класс, который наследуется от Activity , а затем не забыть прописать класс в манифесте - да ну нафиг.

В этом случае выберите в меню File | New | Activity | Basic Activity (или другой шаблон). Дальше появится знакомое вам окно создания новой активности. Заполняем необходимые поля.

Нажимаем на кнопку Finish и активность будет готова. Чтобы убедиться в этом, откройте файл манифеста и проверьте наличие новой записи. Про файлы класса и разметки я уже не говорю, они сами появятся перед вами.

Самостоятельно добавьте новую кнопку на экране главной активности и напишите код для перехода на созданную активность.

На первых порах я бы посоветовал вам вручную создавать все необходимые компоненты для новой активности, чтобы понимать взаимосвязь между классом, разметкой и манифестом. А когда набьёте руку, то можете использовать мастер создания активности для ускорения работы.

Передача данных между активностями

Мы использовали простейший пример для вызова другого экрана активности. Иногда требуется не только вызвать новый экран, но и передать в него данные. Например, имя пользователя. В этом случае нужно задействовать специальную область extraData , который имеется у класса Intent .

Область extraData - это список пар ключ/значение , который передаётся вместе с намерением. В качестве ключей используются строки, а для значений можно использовать любые примитивные типы данных, массивы примитивов, объекты класса Bundle и др.

Для передачи данных в другую активность используется метод putExtra() :

Intent.putExtra("Ключ", "Значение");

Принимающая активность должна вызвать какой-нибудь подходящий метод: getIntExtra() , getStringExtra() и т.д.:

Int count = getIntent().getIntExtra("name", 0);

Переделаем предыдущий пример. У нас уже есть три активности. У первой активности разместим два текстовых поля и кнопку. Внешний вид может быть следующим:

У второй активности SecondActivity установим элемент TextView , в котором будем выводить текст, полученный от первой активности. Напишем следующий код для метода onCreate() у второй активности.

@Override protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) { super.onCreate(savedInstanceState); setContentView(R.layout.activity_second); String user = "ЖЫвотное"; String gift = "дырку от бублика"; TextView infoTextView = (TextView)findViewById(R.id.textViewInfo); infoTextView.setText(user + " , вам передали " + gift); }

Если сейчас запустить программу и просто вызвать второе окно, как это было описано в первой части статьи, то мы увидим надпись по умолчанию ЖЫвотное, вам передали дырку от бублика . Согласитесь, довольно обидно получать такие сообщения.

Исправляем ситуацию. Добавляем код у первой активности:

Public void onClick(View view) { EditText userEditText = (EditText) findViewById(R.id.editTextUser); EditText giftEditText = (EditText) findViewById(R.id.editTextGift); Intent intent = new Intent(MainActivity.this, SecondActivity.class); // в ключ username пихаем текст из первого текстового поля intent.putExtra("username", userEditText.getText().toString()); // в ключ gift пихаем текст из второго текстового поля intent.putExtra("gift", giftEditText.getText().toString()); startActivity(intent); }

Мы поместили в специальный контейнер объекта Intent два ключа со значениями, которые берутся из текстовых полей. Когда пользователь введёт данные в текстовые поля, они попадут в этот контейнер и будут переданы второй активности.

Вторая активность должна быть готова к тёплому приёму сообщений следующим образом (выделено жирным).

// Значения по умолчанию String user = "ЖЫвотное"; String gift = "дырку от бублика"; user = getIntent().getExtras().getString("username"); gift = getIntent().getExtras().getString("gift"); TextView infoTextView = (TextView)findViewById(R.id.textViewInfo); infoTextView.setText(user + " , вам передали " + gift);

Теперь сообщение выглядит не столь обидным, а даже приятным для кое-кого. В сложных примерах желательно добавить проверку при обработке данных. Возможны ситуации, когда вы запустите вторую активность с пустыми данными типа null , что может привести к краху приложения.

В нашем случае мы знаем, что ждём строковое значение, поэтому код можно переписать так:

Intent intent = getIntent(); user = intent.getStringExtra("username");

User = getIntent().getStringExtra("username");

У программы есть недостаток - не понятно, от кого мы получаем приветы. Любая хорошо воспитанная мартышка не возьмет подарок от анонимного источника. Поэтому в качестве домашнего задания добавьте ещё одно текстовое поле для ввода имени пользователя, который отправляет сообщение.

Google рекомендует для ключей использовать следующий формат: имя вашего пакета в качестве префикса, а затем сам ключ. В этом случае можно быть уверенным в уникальности ключа при взаимодействии с другими приложениями. Приблизительно так:

Public final static String USER = "ru.alexanderklimov.myapp.USER";

Кто подставил кота Ваську - получаем результат обратно

Не всегда бывает достаточно просто передать данные другой активности. Иногда требуется получить информацию обратно от другой активности при её закрытии. Если раньше мы использовали метод startActivity(Intent intent) , то существует родственный ему метод startActivityForResult(Intent intent, int RequestCode) . Разница между методами заключается в дополнительном параметре RequestCode . По сути это просто целое число, которое вы можете сами придумать. Оно нужно для того, чтобы различать от кого пришёл результат. Допустим у вас есть пять дополнительных экранов и вы присваиваете им значения от 1 до 5, и по этому коду вы сможете определить, чей результат вам нужно обрабатывать. Вы можете использовать значение -1, тогда это будет равносильно вызову метода startActivity() , т.е. никакого результата не получим.

Если вы используете метод startActivityForResult() , то вам необходимо переопределить в коде метод для приёма результата onActivityResult() и обработать полученный результат. Запутались? Давайте разберём пример.

Предположим, вы сыщик. Поступила информация, что в ресторане со стола влиятельного человека украли два кусочка колбасы и другие продукты. Подозрение пало на трёх подозреваемых - ворона, сраный пёсик и кот Васька.

Один из посетителей предоставил серию фотографий со своего понтового айфона:


Также имеются показания другого свидетеля: А Васька слушает, да ест .

Создаём новый проект Sherlock с двумя активностями. На первом экране будет кнопка для переключения на второй экран и текстовая метка, в которой будет отображено имя воришки.